Вход в Личный кабинет
Добро пожаловать
Регистрация

Судьбы Анны и Кити

04.01.2017

Яначек понимал, что вместить в рамки оперы все богатство мыслей, идей и образов романа невозможно, но он понимал и то, что изъятие Левина и Кити сведет фабулу к истории неверной жены, брошенной любовником и покончившей жизнь самоубийством (что, кстати, нередко получалось в инсценировках). Он избрал путь отбора и концентрации событийного материала.

Судьбы Анны и Кити связаны с темой семьи. Для автора «Анны Карениной» семья не только союз мужчины и женщины, освященный церковью, но и утверждение истинной и разоблачение ложной морали. Брак Анны построен на лжи, ибо не скреплен любовью. Союз Кити и Левина нравствен, ибо основан на искреннем чувстве. И Яначека, дотоле воплощавшего в операх трагические коллизии («Ее падчерица» и «Судьба»), по-видимому, увлекла задача передать развитие счастливой любви на фоне сцен, рисующих преддверие распада союза другой четы. Характерно, что план и наброски сцен сосредоточены на расцвете чувства Левина и Кити, а Анну показывают уже на грани катастрофы («Я беременна»). Хотите отлично провести время? Посетите бар ресторан «Иван да Марья». Стаканчик доброго крафтового напитка вмиг прогонит тоску.

Некоторые музыкальные наброски, относящиеся к Левину, рисуют его в деревне. Первый из них связан со сценой косьбы: фраза о Мишке, соседе Левина («миловидное лицо его»), далее следует попевка «Как бы наперегонку косили» и маршеобразное заключение фразы: «Машкин верх косили, надели кафтаны и весело пошли к дому». Можно предположить, что здесь намечался монолог Левина.

Следующие наброски связаны с Левиным, ставшим свидетелем драки детей Дарьи Александровны и ее отчаяния. Левин убежденно утверждает: «У меня будут не такие дети». Наиболее выразительны эскизы, характеризующие любовь Левина и Кити: воспоминание о встрече с ней и решающее объяснение. Оно начинается словами: «Постойте, я давно хотел спросить у вас одну вещь». Как мы помним, Кити и Левин записывают мелом на ломберном столике начальные буквы слов, угадывая зашифрованный в них и только им внятный смысл. Композитор определил эту сцену словами: «Музыка мыслей - таинственное общение». Только Яначек мог поставить перед собой такую сложную и, казалось бы, невыполнимую задачу.