Искусство душевнобольных
31.03.2020Баухаус, самая влиятельная школа модернистского искусства и дизайна в ХХ веке, проводит свою первую публичную выставку в Веймаре.
Баухаус родился вместе с Веймарской республикой в 1919 году и умер от рук нацистов в 1933-м. Он вырос из движения «Искусства и ремёсла» и стал результатом слияния Веймарской школы искусств и ремесел, основанной в 1904 году бельгийским художником и архитектором движения ар-нуво Анри ван де Велде (1863-1957), с Веймарской академией художеств, которая в 1920 году вновь откололась от Баухауса. Как писал в 1923 году первый директор Баухауса, немецкий архитектор Вальтер Гропиус (1883-1969), «[Джон] Рёскин и [Уильям] • Моррис в Англии, ван де Велде в Бельгии, [Йозеф Мария] Ольбрих, [Петер] Беренс и другие в Германии и, наконец, Немецкий Верк- бунд заложили фундамент воссоединения творческих искусств и индустриального мира». Однако это «Воссоединение» было в куда большей степени проектом Баухауса, чем его предшественников — «Искусств и ремесел» и ар-нуво: в самом деле, окончательное слияние с «индустриальным миром» означало фактический конец обоих этих движений.
Любите азарт? Заходите на сайт Вулкан казино и выигрывайте.
Слияние началось в 1922-1923 годах. В 1921-1922-м в Баухаус приезжал лидер голландской группы «Де Стейл» Тео ван Дусбург, в 1922-м Веймар посетил для участия в Конструктивистско-да- даистском конгрессе (организованном ван Дусбургом) русский конструктивист Эль Лисицкий. Но делом решенным поворот к промышленному дизайну стал в 1923 году, с приходом в школу в качестве преподавателя венгерского художника Ласло Мохой- Надя (1895-1946). В 1925-м, после перехода местной власти в Веймаре в руки консерваторов, Баухаус переместился к северу, в индустриальный город Дессау, где его приверженность промышленному дизайну только углубилась. В 1928-м Гропиус уступил место директора швейцарскому архитектору Ханнесу Майеру (1889-1954), убежденному марксисту, при котором, как ни странно, школа добилась единственного в своей истории коммерческого успеха. Однако вследствие политических конфликтов Майер был в 1930 году замещен немецким архитектором Людвигом Мисом ван дер Роэ ( 1886-1969), который через два года, опять-таки после консервативной смены местной власти, перевез Баухаус в Берлин. В 1933 году, незадолго до прихода Гитлера к власти, школа была закрыта нацистами. То, что этот акт стал одним из первых в череде нацистских запретов, которые на этом отнюдь не остановились, лишний раз подчеркнуло идейную силу Баухауса. В самом деле, его идея начала распространяться по миру с эмиграцией его профессоров и студентов (так, Гропиус возглавлял кафедру на архитектурном факультете Гарвардского университета с 1938 по 1952 год). После войны были предприняты попытки возродить • Баухаус в США, под руководством Мохой-Надя, и в Европе. Он продолжает посмертную жизнь на всем Западе — не только во множестве художественных и архитектурных школ, но и в бесчисленных копиях спроектированных в нем предметов мебели и аксессуаров, приборов и приспособлений, шрифтов и макетов книг.