Вход в Личный кабинет
Добро пожаловать
Регистрация

От ремесла к индустрии

31.03.2020

Трансформация, бесспорно, имела место. Вопрос в том, как ее понимать. Поворот от «ремесла» к «индустрии» не был ни внезапным скачком, ни планомерным преобразованием. Его предопределили антагонистические силы, действовавшие еще до Баухауса (они заявляли о себе, например, в Немецком Веркбунде — ассоциации художников и промышленников, основанной в 1907 году архитектором Германом Мутезиусом, где Анри ван де Велде ратовал за ремесленные основы дизайна, тогда как Мутезиус настаивал на верности промышленному прототипу).

Иначе говоря, дело заключалось не столько в личном контрасте Иттена и Мохой-Надя, сколько в том, что они выразили историческое противоречие, которое сказалось и в расхождении между былой приверженностью Гропиуса идее ремесла и технологическим кредо его архитектуры, как ранней, так и поздней (взять хотя бы выдающийся проект обувной фабрики «Fagus» 1911 года).

Любите азарт? Заходите на сайт vulkan online casino и выигрывайте.

Баухаус, в сущности, всегда был социалистическим, но по мере углубления этого социоэкономического противоречия его социализм менялся. На первом этапе, оглядываясь на модели прошлого вроде средневековых гильдий, Баухаус предрекал грядущую утопию художников-ремесленников, объединенных под эгидой строительства. А на втором этапе этот футуристический гибрид стал содружеством созидателей промышленного дизайна. В некотором смысле это историческое противоречие схвачено в самом слове «Баухаус»: хотя сегодня оно звучит для нас синонимом модернистского дизайна — рациональной архитектуры, трубчатой мебели, рубленых шрифтов и т. д., — его реальные корни ведут к средневековой Bauhutte, то есть к дому-времянке строительной артели.