Вход в Личный кабинет
Добро пожаловать
Регистрация

Богатые костюмы

16.08.2017

Премьерная постановка Русского Балета состоялась в Париже в мае 1909 года. С самого первого показа балет пользовался невероятной популярностью и вызывал неоднозначные отзывы. Балет приобрел дурную славу из-за экспериментов с атональной музыкой, выбора чувственных и зачастую эротичных тем, нетрадиционного хореографического стиля и насыщенной визуальной стилизации (напротив), что ощущалось во всех аспектах постановки, включая костюмы и декорации, созданные Бакстом, который вступил в компанию по приглашению Дягилева в 1910 году. Бакст создавал и костюмы, и декорации, что обуславливало цельный, общий эффект от просмотра. Его наброски для костюмов, как правило, создавались «в движении», что еще более усиливало динамизм постановки. Особую популярность приобрели оттиски с такими набросками, с включением русских, балканских и «восточных» элементов дизайна, ставших фирменным знаком Бакста. Такого эффекта Бакст добивался за счет расточительного использования ткани и плоских одномерных элементов наряда для демонстрации узора. Его работы прославились цветовыми комбинациями и общим ощущением насыщенности, достигаемой за счет включения форм Арт-нуво. Собираетесь на море? Вам понадобится туника для пляжа. В ней вы будете неотразимы.

Богатые костюмы, созданные Бакстом, перекликались с темами балетных постановок; с самого начала Русский балет делал акцент на восточной тематике, поставив такие спектакли, как Клеопатра (1909), Шехерезада (1910) по мотивам Тысячи и одной ночи и Голубой бог (1912; в основу которого легла индуистская мифология). Баксту удалось интегрировать в балет несколько направлений: он не использовал восточные элементы по отдельности или в чистом виде; напротив, он сочетал западно-азиатские, североафрикзнские и индийские элементы наряду с русскими узорами, древнегреческими линиями и современными авангардными формами, достигая эффекта театрального декадентства. Художественное влияние Бакста и Русского балета не ограничивалось танцевальными костюмами. Характер работ Бакста имел нечто общее с важными элементами от кутюр, и сам дизайнер создавал модели для кутюрье Жанны Пакен (1896-1936; справа) и небольшого дома мод Trois Quarts в начале 1910-х гг. Его работа для обоих домов мод отражала то же декадентское слияние элементов, что и его балетные костюмы. Другие западные кутюрье экспериментировали с такими комбинациями, а испанский дизайнер Мариано Фортуни 11871-1949] провел масштабное исследование методов производства и драпировки тканей в других странах, после чего на свет родилась коллекция нарядов-халатов, созданная под влиянием древнегреческого стиля одежды. Фактически имело место слияние стилей, исповедуемых ведущими дизайнерами - опять же, под влиянием стиля Древней Греции, который воспринимался как нечто экзотическое и привлекательное наряду с воображаемым «Востоком» - и не заточенного в корсет силуэта, что давало танцорам необходимую свободу движений.