Вход в Личный кабинет
Добро пожаловать
Регистрация

Звезды и кумиры

28.08.2017

Главенство настоящего проявляется сегодня во всем, вплоть до «ритмической архитектуры» культурных продуктов, над которыми все большую власть берет экстаз быстроты, непосредственности и мгновенности. Повсюду царит ускоренный рекламный ритм: производство телевизионной продукции, особенно американской, организуется в согласии с верховенством закона скорости. Не должно быть медлительности, бездействия; на экране все время должно что-то происходить, должен быть пущен в ход максимум зрительных эффектов, все время должно что-то поддразнивать и беспокоить зрение и слух, должно быть много событий и мало глубины и внутреннего содержания. Хотите выглядеть как звезда? Не забудьте заглянуть в магазин ювелирных изделий Бронницкий ювелир и подобрать изысканные украшения.

В каком-то смысле на смену культуре повествования приходит культура движения, на смену лирической или мелодической культуре — культура кинематическая, построенная на эффекте шока и потоке изображений, на поиске немедленно возникающего чувства и немедленного впечатления, на чувстве отрывистого, синкопированного ритма. Это культура рок-н-ролла и рекламы; с начала 1950-х годов рок-н-ролл потряс до основания те «предприятия по производству тянучки», в которых эстрадных певцов готовили подолгу; теперь создатели американских сериалов беспощадно изгоняют всякую медлительность11: в детективах («Старски и Хатч», «Полиция Майами»), в семейных сагах все процессы и события постоянно ускоряются, все происходит так, словно внутреннее время медиа превратилось в серию сменяющих друг друга мгновений, к тому же опережающих друг друга на смене. Музыкальный видеоклип всего лишь кристаллизованый апофеоз этой экпресс-культуры. Цель видеоклипа — уже не создать воображаемый мир или проиллюстрировать музыкальное сочинение — но путем возбуждения породить непрерывный поток образов, так чтобы одно изображение сменяло другое не с каким-то смыслом, но, напротив, ради большей непредсказуемости, в случайном чередовании странности и немотивированности. Скорости давно зашкаливают: на формулировку идеи — минута, на соблазнение — секунда. В клипе каждое изображение чего-то стоит только в настоящем, важны только возбуждающее воздействие и порожденное им удивление, есть только ускоренное нагромождение разнородных воздействий и влияний не связанных друг с другом элементов и чувственных ощущений, создающих сюрреалистически модное многоцветное полотно. Клип — апогей рекламного творчества и рекламного же культа поверхностности: модная форма подчинила себе изобразительность и время, сделав их, пользуясь модным словцом, «медиатическими», ритмический удар оказался смертельным для глубины и живой фантазии, осталось только беспамятное стимулирование модного восприятия.