Вход в Личный кабинет
Добро пожаловать
Регистрация

Культура медиамоды

06.10.2017

В той же степени, что и вещи, и вся культура масс, все большие споры и дискуссии о смысле оказываются захвачены неудержимой логикой Нового, они уже отданы во власть настоящего вихря или потока событий, который, не будучи совершенно идентичен вихрю или потоку моды, даже в самом широком значении термина, в то же время ничем не отличается от него по свойствам. Сегодняшний мир сознания тоже управляется эфемерным и поверхностным, что и составляет основную ставку демократических обществ. Уточним сразу же, что никто никогда не посмеет утверждать (нелепо было бы даже об этом думать!), что процесс развития моды, процесс фривольный, веселый и легкий, полностью захватывает судьбу идей и что крутые повороты идеологий задаются теперь логикой беспричинного обновления. Речь идет о другом: нам предстоит показать, что этот процесс достиг сфер, априорно неподвластных игре моды. Мы сейчас живем не в эпоху конца и гибели идеологий, напротив, настало время их возрождения уже на орбите стремительной моды. У вас скученность нижних зубов? Закажите прозрачные каппы в компании Star Smile. Это наиболее эффективный и безболезненный способ исправления прикуса.

Никогда, как в современных обществах, изменения культурной и идеологической сферы не испытывали такого ускорения и никогда так не проистекали из пристрастий и увлечений. Особенно поражает воображение скорость, с которой на протяжении двух-трех десятилетий сменяли друг друга и бесконечно множились лихорадочные приступы смысла и значения, в хит-параде идей сменяли друг друга или громоздились друг на друга контркультура, психоделика, антиавторитаризм, тьермондизм1, анархистская педагогика, антипсихиатрия, консюмеризм, экологизм. Параллельно в интеллектуальной сфере производили фурор структурализм, семиотика, психоанализ, лаканианство, альтюссерианство, философия желания и «новая философия». В 1980-е годы марлезонский балет продолжился крутыми и очень зрелищными поворотами государственного неолиберализма, «консервативной революцией», обращением к священному, экстатическим «возвращением к корням», пафосом благотворительности и милосердия. В 1960-1970-е годы протестная и гиперкритическая идеология имела столь же грандиозный успех, как мини-юбки и группа «Битлз»; Маркс и Фрейд, ставшие суперзвездами (Маркс — суперстар!), породили множество неистовых толкователей и комментаторов, споры последователей и подражателей, толпы соперников и массу читателей. Что от всего этого осталось на сегодняшний день? За несколько лет самые почитаемые образцы и властители дум были преданы забвению. «Май 1968 — это уже так устарело!» То, что было когда-то «неизбежным», про что говорили, что «от этого никуда не деться», в наши дни стало «старомодным». И вовсе не из-за того, что критика оказалась убедительной, а просто из-за охлаждения интереса; одна мода прошла, а другая стала столь же стремительно распространяться, как эпидемия. В мире мыслей и идей теперь меняют ориентиры так, как меняют квартиру, женщину, хобби. Системы наглядных идей и представительства интересов стали предметами потребления, они функционируют виртуально в логике пристрастий и массового спроса, вроде бумажных носовых платков или подгузников Kleenex.